Закалка
придает стальной детали большую твердость и износоустойчивость. Для этого деталь
нагревают, выдерживая некоторое время, чтобы весь объем материала прогрелся, а
затем быстро охлаждают в масле (конструкционные и инструментальные стали) или
воде (углеродистые стали).
Обычно детали из конструкционных
сталей нагревают до 880-900°С (цвет каления
светло-красный),
из инструментальных — до 750-760°С (цвет
темно-вишнево-красный),
а из нержавеющей стали — до 1050-1100°С (цвет
темно-желтый).
Нагревают детали вначале медленно
(примерно до 500°С), а затем быстро. Это необходимо для того, чтобы в них не
возникли внутренние напряжения, что может привести к появлению трещин.
Для охлаждения деталей в
ремонтной практике применяют в основном одну среду (масло или воду), оставляя в
ней изделие до полного остывания. Однако этот способ непригоден для деталей
сложной формы, в которых при таком охлаждении возникают большие внутренние
напряжения. Сложные по форме детали сначала охлаждают в воде до 300-400°С, а
затем быстро переносят в масло, где и оставляют до полного остывания. Время
пребывания детали в воде определяют из расчета 1с на каждые 5-6 мм сечения.
Качество закалки в значительной
степени зависит от количества охлаждающей жидкости. Важно, чтобы в процессе
охлаждения детали температура охлаждающей жидкости оставалась почти неизменной,
а для этого масса ее должна быть в 30-50 раз больше массы закаливаемой детали.
Кроме того, перед погружением раскаленной детали жидкость необходимо тщательно
перемешать, чтобы сравнять ее температуру по всему объему. В процессе охлаждения
вокруг детали образуется слой газов, который затрудняет теплообмен между нею и
охлаждающей жидкостью. Для более интенсивного охлаждения деталь необходимо
постоянно перемещать в разных направлениях. Небольшие детали из малоуглеродистых
сталей (марки «30», «35», «40») слегка разогревают, посыпают железосинеродистым
калием (желтая кровяная соль) и вновь помещают в огонь. Как только обсыпка
расплавится, деталь опускают в охлаждающую среду. Железосинеродистый калий
расплавляется при температуре около 850°С, что соответствует температуре закалки
этих марок стали.
|